Сдвижные ворота своими руками
В ситуациях, когда установка ворот с распашными створками невозможна из-за ограниченности пространства с обеих сторон проёма, более рациональным выглядит монтаж конструкций со сдвижной затворной рамой. В таких случаях можно обратиться к профессионалам, специализирующимся на сборке данного вида агрегатов, но если такой возможности не существует, ничего не остаётся, как самостоятельно сделать откатные ворота.
Для этого понадобится комплект фурнитуры, включающий:
- Направляющий несущий рельс;
- Роликовые каретки;
- Концевой и направляющие ролики;
- Заглушки и улавливатели.
Эти детали можно приобрести на рынке строительных товаров, или изготовить своими руками.
Выбор типа конструкции
Существует два основных вида таких агрегатов:
- С консольным закреплением створки;
- Подвесной тип полотна.
Подвесной тип более простой в изготовлении, но имеет существенный недостаток – ограничение габаритов проёма по высоте, поэтому чаще всего применяется для гаражей, ангаров или складских помещений. Для порталов, составляющих часть ограждений, рациональнее применять консольный вид конструкции.
Прежде, чем делать откатные ворота самостоятельно, следует учесть, что для данного механизма необходимо достаточное пространство для перемещения рамы в сторону её сдвигания.
Изготовление деталей консольного агрегата
При самостоятельном изготовлении фурнитуры, используйте, как пример, типовые виды деталей. В качестве направляющего рельса подойдёт толстостенная профильная труба квадратного сечения с прорезанным в ней продольным пазом. Для изготовления кареток можно использовать тавр и шарикоподшипники. Подшипник, приваренный в передней части сдвижной рамы, вполне заменит фабричный концевой ролик.
Изготавливая фурнитуру, помните, что её прочность должна соответствовать весовым нагрузкам передвижной секции.
Возведение сдвижного портала
Алгоритм строительства состоит из нескольких основных этапов:
- Установка опорных столбов;
- Изготовление фундаментального блока;
- Сборка рамы;
- Монтаж фурнитуры;
- Навешивание рамы;
- Установка улавливателей, заглушек и концевого ролика;
- Облицовка ворот.
Столбы портального проёма
В качестве материала для воротных столбов можно применить металлические трубы квадратного или круглого сечения большого размера – в среднем 150-200mm. Более эстетичными выглядят опоры, облицованные декоративным кирпичом.
В качестве анкерной основы используют трубы, или арматурные пруты d12mm. Заглубление анкера – половина высоты столба. В месте установки выкапывают или бурят яму. Бетонируют в ней трубу, или прутья, после чего выполняют кирпичную кладку. В процессе изготовления устанавливают и сваривают с анкером закладные детали, для последующего навешивания улавливателей и направляющих роликов.
Строительство фундаментного блока
Блок располагают возле столба, находящегося в стороне сдвигания створки. Для предотвращения разрушения конструкции, вес бетонного блока должен быть в полтора — два раза больше массы подвижной секции. Ширина поверхности фундамента определяется размерами креплений роликовых кареток. Длину рассчитывают, основываясь на размере проёма ворот. Ширина основной части передвижной рамы, должна перекрывать пространство между столбами на 150-200mm с каждой стороны, а длина консоли составлять от 30 до 50% этого размера. Учитывая, что ролики располагаются в крайних точках консоли, получаем параметры поверхности фундамента. Вес блока, а значит, и величину его заглубления, рассчитываем, исходя из среднего показателя удельного веса железобетона 2200-2400кг/м3.
Для установки основных роликов понадобится закладная П-образная деталь, бетонируемая в фундаменте. Её сваривают из швеллера и отрезков металлических труб.
В месте нахождения блока выкапывают яму, устанавливают опалубку и арматуру. Закладную приваривают к прутьям арматуры и, утрамбовывая, наполняют короб бетоном.
Сборка рамы подвижной секции
Основную часть рамы порталов с проёмом до 4м сваривают из профильной трубы 50х40х2mm, а внутренние стойки и поперечины обрешётки из труб 40х30х2mm. Консольную часть делают прямоугольной или в виде прямоугольного треугольника. Сваривают раму на ровной поверхности, используя при изготовления слесарный угольник для контроля прямых углов. К нижней части рамы приваривают направляющий рельс.
Монтаж кареток и направляющих роликов
На фундаменте, в местах крепления кареток к швеллеру, приваривают анкерные шпильки, и на них крепят основные ролики. В верхней части столба, расположенного рядом с фундаментом, монтируют направляющие ролики, фиксирующие створку в вертикальном положении. Гайки монтажных соединений оставляют в отжатом состоянии для регулировки плавности хода передвижной рамы.
Закрепление рамы передвижной секции и фурнитуры
Раму устанавливают, продевая опорные ролики в паз направляющего рельса, одновременно закладывая верхнюю часть рамы в направляющие ролики. Передвигая секцию несколько раз в переднезаднем направлении, добиваются оптимального положения крепёжных деталей и плавности хода, после чего окончательно затягивают гайки монтажных креплений. Для предотвращения их самопроизвольного раскручивания в процессе эксплуатации механизма, применяют гроверные шайбы и зажимные контргайки.
К передней части рамы в паз направляющего рельса устанавливают концевой ролик, а противоположную сторону балки заваривают заглушкой из металлической пластины.
Установив секцию в положении «закрыто», намечают места расположения и монтируют нижний и верхний улавливатели. Крепление нижнего улавливателя желательно сделать с возможностью регулировки его вертикального положения. Это необходимо из-за провисания конца секции после облицовки ворот, или в процессе их эксплуатации.
Облицовка передвижной створки
Материалом для экранирования может служить приваренная на раму прочная и недорогая канилированная металлическая сетка. Для светонепроницаемой секции лучше использовать профнастил с полимерным покрытием, которое предотвращает образованию ржавчины, не требует покраски, что улучшает внешний вид конструкции и увеличивает срок её эксплуатации.
Закрепить наложенные внахлёст листы профнастила можно несколькими способами. Например, применяя шурупы саморезы или болты с закруглёнными головками. Это потребует значительного количества времени на разметку, высверливание отверстий и развальцовку шлицов саморезов от вандального воздействия – выкручивания с внешней стороны.
Более прогрессивным считается пристреливание профнастила дюбель гвоздями из монтажных пистолетов.
Катя, полностью соглашусь с вами, статья полезная, ибо практически у каждого из нас есть дом в деревне, в котором конечно хочется сделать комфорт и уют на высшем уровне. Насчёт П-образной детали, вы можете её заказать у местных конструкторов, или же в интернете. К сожалению самим вряд-ли удастся её сделать…
Подскажите, пожалуйста, а вот П-образную деталь, которая нужна для установки основных роликов можно где-то купить или ее можно только сделать из швеллера и из остатков металлической трубы?
Инструкция действительно очень подробная, за это спасибо!
Надо же! Раньше я считала что только специалисты по этой части способны создать откатные ворота. Теперь заставлю мужа сделать их. Главное делать все по инструкции и тогда точно все получится. Все равно моему мужу нечем заняться в отпуске, пусть хоть займется полезным делом. Спасибо за познавательную статью.
Муж сам должен захотеть сделать откатные ворота, а стимул задать это ваша задача!!!!